Безопасная подписка

Экспертное интервью с директором подписного агентства

Услуга корпоративной подписки, которая раньше была столь же безобидна, как клининг или доставка обедов в офис, после изменений в законодательстве встала в один ряд со страхованием и кредитами. Теперь поставщиков периодических изданий нужно выбирать тщательно, взвесив все «за» и «против», - иначе велик риск потерять деньги. Экспертную оценку рынка дал директор регионального подразделения агентства «Урал-Пресс» ООО «Урал-Пресс Черноземье» Павел Ульшин.

- Павел Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие тенденции происходят на рынке ведомственной подписки?

- Чтобы не пугать сразу, начну с позитивных моментов, которых, в действительности, немало. В первую очередь, это то, что возможности в плане подписки у российских клиентов стали практически безграничны. Если раньше список доступных изданий ограничивался рамками подписного каталога, то теперь серьезные агентства могут выполнить любой заказ. Сегодня подписаться можно не только традиционно на федеральные и местные газеты и журналы, но и на издания других регионов и даже на любые зарубежные (выходящие на иностранных языках) или корпоративные издания, которых нет в каталогах – допустим, альманахи университетов. К примеру, мы подписывали своих клиентов на такие журналы, как Inorganic Chemistry, Food Technology, санкт-петербургское научно-техническое издание «Мир авионики», журналы «Российский дорожник», «Углехимический журнал», Metal Russia.

- Хочется проверить, так ли широки возможности. Допустим, клиенту потребуется подписка на журнал The Economist, «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов» и газету «Республика Татарстан». Реально ли выполнить такой заказ?

- Конечно. Мы готовы это сделать, обращайтесь.

- Возможности радуют. А как обстоят дела с сервисом?

- Уровень сервиса крайне неравномерен, здесь наблюдается значительный разрыв между участниками рынка подписки. К сожалению, не могу сказать, что все организации, занимающиеся подпиской, действительно стремятся соответствовать современным требованиям, поэтому единый стандарт качества пока не сформирован. Но главное здесь все-таки то, что качественная услуга появилась и стала доступной абсолютному большинству клиентов.

- Что вы понимаете под качественной услугой?

- В первую очередь, это качество доставки: возможность выбрать удобное время доставки. И, конечно, сохранность почты, которую можно соблюсти при помощи индивидуальной герметичной упаковки. На этапе оформления подписки это возможность сделать все удобным для себя образом: по телефону, факсу или электронной почте. В наиболее «продвинутых» организациях каждому клиенту предоставляется персональный менеджер, который может оперативно проконсультировать по любым вопросам о подписке, в том числе по подготовке конкурсной документации. И, конечно, то, что в целом описывается фразой «индивидуальный подход» - системы скидок, возможность наличного и безналичного расчета, оплаты по гарантийному письму или рассрочки платежа, предоставление полного пакета бухгалтерских документов.

На чужих ошибках

- Вы затронули вопрос участия в торгах. Для многих это больная тема, потому что «дырами» в законодательстве пользуются мошенники, которые собирают деньги за подписку и пропадают. Многие организации уже обожглись на этом.

- Действительно, федеральный закон № 94, который обязывает государственные и муниципальные организации проводить процедуру аукциона, никак не страхует заказчиков от недобросовестных поставщиков. Есть уже множество случаев, когда фирмы-однодневки размещали свои предложения с ценами ниже рыночных, выигрывали крупные заказы на подписку, получали предоплату, а затем закрывались, не расторгнув договор. Пострадавшие от мошеннических действий организации подают в суд, но вернуть деньги в таких ситуациях фактически невозможно.

- Есть ли способы защититься от мошенников?

- Да, они существуют. Мы советуем всем бюджетным организациям включить в обязательные условия контрактов оплату подписных тиражей изданий по факту их поставки (вместо предоплаты) и обеспечение контракта. Варианты обеспечения предусмотрены законодательством. Также советуем четко прописывать условия поставки. Это минимизирует риски и убережет заказчика от недобросовестных поставщиков.

- Риск есть не только не только на электронных торгах.

- Да, к сожалению, частные предприятия тоже не застрахованы от того, что фирма-поставщик периодики может внезапно закрыться. Прецеденты есть, в том числе в прошлом году в нескольких городах Самарской, Ульяновской, Тамбовской областях многие крупные компании и госучреждения потеряли сотни и даже миллионы рублей, внесенных в качестве предоплаты за подписку агентству «Коммерсант-курьер». Аналогичные истории произошли и в других регионах. И все же частным компаниям проще защитить себя от попадания в такую ситуацию, потому что они свободны в выборе поставщиков.

- Как предприятию подстраховать себя?

- Обратите внимание на историю компании, которая предлагает вам услуги подписки. Сколько лет она работает на рынке? Насколько это крупная организация? Чем дольше компания работает и чем шире сеть ее филиалов, тем сложнее ей внезапно уйти с рынка. Второе, что нужно внимательно изучить, - это отзывы клиентов. Может ли эта фирма предоставить рекомендательные письма? Думаю, вы согласитесь, что не стоит доверять отзывам, оставленным «Марией Ивановной». А официальные благодарственные письма на бланках организаций за подписью руководителя говорят о надежности данного поставщика.

- Все это косвенные доказательства. Но люди, принимающие решения, всегда смотрят на цену заказа.

- Безусловно, цена зачастую определяет выбор. Но если вам предлагают особенно низкие цены, запросите каталог. В нем указаны те цены, по которым подписные агентства закупают прессу у поставщиков – издательств. Если цены, которые вам предложили, равны или даже ниже цен, указанных в каталоге, стоит задуматься, за счет чего вам предоставляют такую скидку. Есть и другие признаки, по которым можно отличить серьезную компанию от фирмы-однодневки: например, сайт с онлайн-каталогом. Это требует серьезных вложений, и фирма-однодневка не станет этим заниматься. Но все же самый верный способ узнать, как работает фирма – это пообщаться с другими ее клиентами. Пара звонков поможет уберечь деньги организации и ваши нервы.

Подписались на развитие

- Насколько активно подписываются в нашем регионе?

- У меня нет подробной информации по другим участникам рынка, но что касается «Урал-Пресс Черноземье», то мы обслуживаем на сегодняшний день более 1100 организаций и ожидаем прирост по нашим обособленным подразделениям (они находятся в Липецке, Белгороде, Курске и Тамбове) порядка 200-300 организаций. Что касается финансовых оборотов, то ООО «Урал-Пресс Черноземье» показывает динамику роста на уровне 20% в год.

- За счет чего достигаются такие темпы роста?

- Я бы сказал, что наше развитие базируется на трех китах. Первый – это эффективность работы: мы выстраиваем четкую логистику и ведем прямую работу с издательствами, что позволяет получать значительные скидки и снижать издержки. Второй кит – клиентоориентированность. Мы делаем все, чтобы нашим клиентам было удобно с нами работать, и постоянно повышаем стандарты качества. Несмотря на то, что о качестве услуг говорят все, на деле далеко не каждое предприятие способно предоставить даже удовлетворительный уровень сервиса. У нас же слова не расходятся с делом. И третий кит – это универсальность. Как я уже говорил, мы готовы подписать клиента на любое периодическое издание, независимо от того, присутствует ли оно в каталогах. Такой широкий выбор может предоставить даже не каждое крупное агентство, не говоря о мелких. И для многих клиентов это становится определяющим фактором при выборе поставщика.

- Как вы оцениваете перспективы рынка подписки в Черноземье?

- На нестабильном рынке делать прогнозы – неблагодарное занятие. Не думаю, что можно ждать существенного роста, все-таки подписка является затухающим видом деятельности. Альтернативным агентствам с каждым годом все сложнее и сложнее поддерживать его. Серьезным дестабилизирующим фактором является то, что в аукционах бюджетных организаций участвует «Почта России», зачастую выставляя цены, по нашим расчетам соразмерные с закупочной стоимостью тиражей. Конкурировать с таким поставщиком экономически невыгодно. В результате «Почта России» или выигрывает аукционы, или действует по принципу «ни себе, ни людям», сбивая цену до уровня закупочной стоимости изданий, что обрезает возможность улучшить качество услуги и заинтересовать ею большее количество клиентов.

- Каким образом «Почте России» удается держать такие низкие цены?

- Конечно, мы не можем сказать определенно, из какого источника идут деньги на покрытие убытков от оказания услуги ведомственной подписки. Но известно, что «Почта России» получает государственные дотации. В результате государство поддерживает одного игрока рынка, тогда как остальные вынуждены бороться за клиентов с конкурентом, у которого есть огромная фора, что не вполне соотносится с планами развития малого и среднего бизнеса в РФ. Мне непонятно, почему именно на это должны идти деньги налогоплательщиков, когда в стране есть проблемы с дорогами, жильем и детскими садами.

Справка о компании

Агентство подписки и доставки периодических изданий «Урал-Пресс» работает на российском рынке с 1992 года. Филиальная сеть агентства насчитывает 102 представительства во всех регионах России. Обслуживаются предприятия и организации, работающие более чем в 230 городах.

Филиал агентства ООО «Урал-Пресс Черноземье» было открыто в Воронеже в 2007 году. В 2008-2011 годах начали работать обособленные подразделения ООО «Урал-Пресс Черноземье» в Липецке, Белгороде, Курске, Тамбове. Также пресса доставляется в города: Елец, Мичуринск, Старый Оскол, Губкин, Россошь, Курчатов и др. Крупнейшие клиенты: научные библиотеки Черноземья, центральные библиотечные системы, высшие учебные заведения нашего региона, администрации городов и областей, Центральный банк Российской Федерации, Воронежский авиастроительный завод, РЖД, Концерн «Созвездие», УФСБ, ГУВД, ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова Росмедтехнологии», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», Управление делами Липецкой области, ГК «Агро-Белогорье», ОАО «Белгородэнерго», Белгородская областная Дума, БелГУ, Курская АЭС, ОАО «КЗЭА», а также другие банки, вузы, заводы, государственные и муниципальные организации.


Издание:  "Известия"
Номер:  декабрь, 2011