Корпоративная (ведомственная) подписка сегодня высоко востребована. Но заказчики этой услуги сталкиваются со множеством подводных камней: от регулярных задержек в поставках изданий и прихода заказа в нетоварном виде до случаев мошенничества, когда фирмы-однодневки, собрав предоплату, исчезают в неизвестном направлении. Что происходит на рынке и по каким критериям можно отличить недобросовестных поставщиков?

За экспертной оценкой рынка и советами по выбору поставщика прессы мы обратились к представителям агентства подписки и доставки периодических изданий «Урал-Пресс»: Анастасии Богдановой, руководителю подразделения агентства в Тольятти, и Татьяне Карауловской, директору филиала «Урал-Пресс Поволжье» (курирует подразделения в Самаре, Тольятти, Ульяновске, Сызрани).

- Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, какие возможности существуют сегодня для корпоративных подписчиков нашего региона?
- Возможности стали практически безграничны. Подписаться можно не только традиционно на федеральные и местные газеты и журналы, но и на издания других регионов и даже на любые зарубежные (на иностранных языках) или на те редкие российские издания, которых нет в каталогах – допустим, альманахи университетов. К примеру, мы подписывали своих клиентов на такие журналы, как BBC Gardens world,
Bloomberg markets, «Вестник российской академии естественных наук» и «Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН».

- А если я хочу выписать, скажем, Bloomberg Businessweek, «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов» и газету «Республика Татарстан», такой заказ мне доставят?
- Конечно. Мы готовы это сделать, обращайтесь.

- Это радует. А как насчет сервисных услуг?
- Уровень сервиса значительно вырос. Клиенты теперь могут оформить доставку заказа на любое удобное время – ведь директорам предприятий чаще всего важно получать свежую прессу в самом начале дня. Кроме того, оформить подписку можно наиболее удобным для себя образом: по телефону, факсу, электронной почте – теперь уже совсем не обязательно куда-то ехать, стоять в очередях и заполнять массу бумаг. В наиболее «продвинутых» организациях каждому клиенту предоставляется персональный менеджер, который может оперативно проконсультировать по любым вопросам, касающимся подписки, в том числе по подготовке конкурсной документации для участия в торгах. Заказы стали доставлять в индивидуальной герметичной упаковке, которая гарантирует сохранность изданий. К сожалению, пока нельзя сказать, что это стало единым стандартом для всех участников рынка, но есть компании, которые работают по таким правилам.

- В том, что касается оплаты, пожелания клиентов также учитываются?
- По понятным причинам здесь я могу отвечать только за нашу компанию. Мы выстраиваем взаимоотношения с каждым клиентом индивидуально: системы скидок, возможность наличного и безналичного расчета, оплата  по гарантийному письму. У нас возможна  рассрочка платежа, оплата по факту поставки периодических изданий, предоставление полного пакета бухгалтерских документов.

- Был затронут вопрос участия в торгах. Как известно, «дырами» в законодательстве пользуются мошенники, которые собирают деньги за подписку и пропадают. Многие организации уже обожглись на этом. Анастасия Петровна, у вас есть большой опыт работы с торгами. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Для многих это больная тема. Действительно, федеральный закон № 94, который обязывает государственные и муниципальные организации проводить процедуру аукциона, никак не страхует заказчиков от недобросовестных поставщиков. Есть уже множество случаев, когда фирмы-однодневки размещали свои предложения с ценами ниже рыночных, выигрывали крупные заказы на подписку, получали предоплату и осуществляли поставку в первый-второй месяц, а затем закрывались, не расторгнув договор. На эти фирмы подают в суд, но вернуть деньги в таких ситуациях фактически невозможно.

- Есть ли способы защититься от мошенников?
- Да, они существуют. Мы советуем всем бюджетным организациям включить в обязательные условия контрактов оплату подписных тиражей изданий по факту их поставки (вместо предоплаты) и обеспечение контракта. Варианты обеспечения предусмотрены законодательством. А также советуем четко прописывать условия поставки. Это минимизирует риски и убережет заказчика от недобросовестных поставщиков.

- Мошенники действуют не только на электронных торгах.
- Да, к сожалению, это так. Например, в 2010 году в нескольких городах Поволжья многие крупные компании и госучреждения потеряли сотни и даже миллионы рублей, внесенных в качестве предоплаты за подписку. Компании-поставщики внезапно закрылись, а их клиенты остались без периодики. В числе пострадавших оказались Администрация города Сызрани, Централизованная библиотечная система Сызрани, ЦБС Ульяновска, Самарская областная библиотека и другие организации Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Ульяновска. Аналогичные истории произошли и в других регионах.

- Как предприятию подстраховать себя?
- При выборе поставщика прессы обращайте внимание на историю компании, которая предлагает вам услуги подписки. Сколько лет она работает на рынке? Насколько это крупная организация? Чем дольше компания работает и чем шире сеть ее филиалов, тем сложнее ей внезапно уйти с рынка. Второе, что нужно внимательно изучить, - это отзывы клиентов. Может ли эта фирма предоставить рекомендательные письма? Не думаю, что стоит доверять отзывам, оставленным на сайте за подписью «Мария Ивановна». Зато официальные благодарственные письма на бланках организаций за подписью руководителя говорят о надежности данного поставщика.

- Все это косвенные доказательства. А те, кто принимают решения, всегда смотрят на цену заказа.
- Безусловно, цена зачастую определяет выбор. Но если вам предлагают особенно низкие цены, запросите каталог. В нем указаны те цены, по которым подписные агентства закупают прессу у поставщиков – издательств. Если цены, которые вам предложили, равны или даже ниже цен, указанных в каталоге, стоит задуматься, за счет чего вам предоставляют такую скидку. Есть и другие признаки, по которым можно отличить серьезную компанию от фирмы-однодневки: например, сайт с онлайн-каталогом. Это требует серьезных вложений, и какая-нибудь «шарашкина контора» не станет этого делать. Но все же самый верный способ узнать, как работает фирма – это пообщаться с другими ее клиентами. Пара звонков помогут вам уберечь деньги организации.


Врезка:
Справка о компании
Агентство подписки и доставки периодических изданий «Урал-Пресс» работает на российском рынке с 1992 года. Филиальная сеть агентства насчитывает 102 представительства во всех регионах России. Обслуживаются предприятия и организации, работающие более чем в 230 городах.
Филиал «Урал-Пресс» в Самаре был открыт 12 марта 2010 года. В 2010-2011 годах открылись филиалы и представительства в Тольятти, Сызрани, Ульяновске.
Сайт: www.ural-press.ru

Издание:  "Городские вести" (г. Тольятти)
Номер:  3 (21 февраля) 2013
Автор:  Игорь Куликов